История туризма
Первый этап - предыстория туризма
Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими
описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях.
В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образовательные
цели, паломничество, лечение.
Для развития обмена и торговых связей требовались достоверные и подробные
сведения о странах, их населении и обычаях. На больших и прочных кораблях
уходили в открытое море финикийцы. Прокладывая пути в неведомые края, они
выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали вдоль западных берегов
Европы и Африки.
С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия
древнегреческие ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи других стран (Пифей
- IV век до н.э.).
Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки: ежегодно на
Олимпийские игры стекались тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей
искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому
периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли
разместится и отдохнуть атлеты и зрители.
Накопившееся к началу нашей эры географические данные о различных странах
наиболее полно были изложены Страбоном (63 г. до н.э. - 20г. н.э.) и Клавдием
Птоломеем (90-168г. н.э.).
Большая подвижность была характерна для населения Древнего Рима. Зачастую для
римлянина из богатой семьи поездка в Грецию была связана с необходимостью
пополнить свое образование. В период расцвета Римской империи путешествия в
Грецию стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались
места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников
требовало соответствующей организации их отдыха.
Еще в первом века до нашей эры в Римской империи возникли государственные
постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на
лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали
курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.
Огромная заслуга в дальнейшем расширении познания человеком окружающего мира
принадлежит также арабским путешественникам VII-XI веках, среди которых наиболее
известен купец из Басры Сулейман, побывавший в Китае, Индии и других странах.
В средние века усиливается религиозный фактор путешествия - поклонение святыням
христианства и мусульманства. Однако, несмотря на различные цели походов и
путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека.
Наиболее массовое передвижение людей в Европе было связано с крестовыми
походами, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними
купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на
Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и
обездоленных.
Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает религиозные мотивы и усиливает
индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Представители
привелигерованных классов совершали в средние века путешествия к целебным
источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный "гран-тур" по
Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической
деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в
Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем - в Италию:
Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию,
Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия его
представители в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные
образовательные туры.
Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно
расширяли географические и научные познания человека. Создавались предпосылки
для великих географических открытий конца XV века - второй половины XVII века.
Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось.
Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий
Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.
Резюме: отличительными характерами путешествий до середины XIX века были:
примитивизм средств передвижения; то, что путешествия было не самоцелью, а
необходимым условием и средством к достижению собственно цели, как то: торговые
дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех
путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему
привилегированное положение в обществе. "Маленький человек" оставался в стороне.
Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма
Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии
транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в
1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети
дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при
снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из
старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX
века возникают крупные пароходные компании.
Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее
благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в
пользу свободного (см. схему 1): введение гарантированных неоплачиваемых, а
впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были
установлены законом о государственных служащих 1873г.).
Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их
удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили
существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые
предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На
смену скромным пансионам и "комнатам для госте" в домах священнослужителей, в
монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в
центральной Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели", в 1832г. -
гостиница в городе Фаульхорн. В 1801г. в Германии открывается первоклассная
гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене, 1856г. в Швейцарии- "гранд-отель
Швайцерхофт" в городе Интерлакене. В Германии на рубеже 18-19 веков возникают
первые курорты минеральных вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде. Как
отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: "В этот период
становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые
обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства",
"высшего офицерства". В зависимости от времени года элита либо пребывала на
французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в
Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную
Африку, Египет, Грецию.
Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего
производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро
путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и
реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса
туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на
отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в
себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой
оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила каждому из
них 1 шиллинг.
Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие
цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной
акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного
времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея
прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро
путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических
поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.
В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в
Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале
ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные
поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки
могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия
становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период
широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача
находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого
дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и
чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала
сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными
лишь в конце 20-х гг. нашего века.
Резюме: в начале ХIX века ряд таких факторов как: промышленная революция,
развитие транспорта, увеличение свободного времени благоприятно повлияло на
развитие туризма. Из-за увеличения количества путешественников стало необходимым
строительство гостиниц, организация бюро путешествий, развиваются туристические
услуги комплексного типа.
Просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.)
В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными,
торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила
Византию. По мнению историка С.М.Соловьёва, одними из важнейших причин,
побудивших её совершить путешествие, были “любопытство посмотреть чудеса
образованного мира” и престиж, т.к. “…возвышался тот, кто был в
Константинополе”. К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения
купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами (Византия,
Астраханское государство).
Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники,
устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их
защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия. В начале XII в. игумен
Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Он описал всё, что
видел, тем самым положив начало религиозным описаниям – “хождениям”. Помимо
религиозных целей такие путешествия имели и познавательный характер. Рассказы,
описания паломников содержали в себе сведения о природе, культуре, быте разных
стран и народов. Основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора
Афон, Сергиев Посад и другие святые места.
В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им новые веяния
западной культуры постепенно проникали в русский быт, стали практиковаться
поездки за границу с целью приобретения знаний и для расширения кругозора.
Пример показал сам царь Пётр I, совершив путешествие в 1697-1699 г. в составе
Великого московского посольства в страны Западной Европы. С тех пор путешествия
познавательного характера стали одним из распространённых видов туризма в
России. В результате путешествий, связанных с изучением сторон жизни
западноевропейской культуры, царь ввёл обязательное изучение дворянами
иностранных языков: немецкого, голландского, французского. Совершали путешествия
не только представители царской фамилии, но и каждый дворянин имел право уехать
за границу и вернуться в любое время.
Т.О., первые путешествия, совершаемые в основном с познавательными и
религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений,
способствовали распространению географических знаний о странах, знакомству с
достижениями культуры разных народов.
Уже в XVIII в. была предпринята первая попытка организации путешествий за
границу для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г. выпустил приложение к газете
“Московские ведомости”, где представил “План предпринимаемого путешествия в
чужие края”. Это было первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в
страны Западной Европы, организацию которой брал на себя составитель плана.
В соответствии с “Планом” предусматривалась поездка группы молодых дворян в один
из немецких, итальянских или французских университетов, затем проезд по
маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для ознакомления с
искусством этих стран и фабричным делом. Условия путешествия оговаривались в
специальном контракте.
С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения
внутри страны. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной
целью. Это послужило началом изучения целебных свойств минеральных источников и
распространения путешествий с целью лечения и оздоровления. Поэтому строились
бальнеологические и грязевые курорты Ялты, Кавказских Минеральных вод и др.
Основным препятствием для путешествий XVIII- началаXIXв. по России были плохие
дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц,
трактиров, станции для смены или отдыха лошадей). Возможность же заграничных
путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия.
В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы.
Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и
профессиональных обществ – всё это послужило основой для объединения любителей
туризма в различные специализированные организации.
Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877г. при Кавказском
обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб. Он
просуществовал всего несколько лет, но, тем не менее, его члены организовали ряд
путешествий по горам и долинам Кавказа; издали два сборника под названием
“Известия”, в которых были помещены статьи о фауне и флоре Кавказа и Закавказья.
Об опасности путешествий по Кавказу, о непригодности дорог для организации
групповых путешествий постоянно писали в прессе. Поэтому Тифлисский альпийский
клуб с самого начала не мог рассчитывать на широкую поддержку и просуществовал
недолго.
Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий не только внутреннего, но и
иностранного туризма. В конце XIX в. здесь началось строительство шоссейных и
железных дорог, открывались гостиницы, на перевальных дорогах возникали почтовые
станции и дорожные казармы.
В 1888г. в Тифлисе был издан “Путеводитель по Кавказу” с рисунками и картой. Его
составитель Е.Вейденбаум дал в книге подробное описание Кавказского края, девяти
маршрутов с изложением главнейших населённых пунктов, городов, природных и
исторических достопримечательностей.
В этот период появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885г. в Петербурге
открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательство
ознакомить туристов во время путешествий со всеми достопримечательностями.
В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность получает второй горный
район – Крым, до которого легко было добраться как по суше, так и морем.
Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью
тёплого моря.
Крым также стал известен своим лечебным климатом, благоприятным для людей с
заболеваниями дыхательной системы.
В Ялте в конце 80-х годов XIX в. образовался “Кружок любителей природы, горного
спорта и Крымских гор”. Основной задачей клуба было научное изучение Крымских
гор. Их деятельность включала охрану редких горных видов растений и животных,
создание экскурсий, издание трудов клуба.
К концу XIX в. география путешествий состоятельных дворян распространилась по
всем странам Европы: Испания, Швейцария, Германия, Швеция и другие страны,
привлекавшие россиян.
В начале XX в. стоимость путешествий стала гораздо меньше, что расширило круг
возможностей для людей с достатком несколько выше среднего.
Таким образом, туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:
-путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями;
-паломнические путешествия;
-поездки с целью лечения и оздоровления;
-образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению
и изучению Кавказских и Крымских гор.
И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они способствовали
становлению туристской работы и популяризации путешествий.
Третий этап - начало становления массового туризма
Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг. и вторая мировая война
оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в период
между двумя мировыми войнами появляются ростки массового туризма, расцвет
которого приходится на послевоенные десятилетия. Туристические поездки как
внутри стран, так и зарубежные постепенно приобретают качественно иной характер.
Они преследуют уже не только развлекательные, но и познавательные цели. В
маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры. Подавляющая
часть международного туристского движения приходилось на Европу.
Приведем два примера массового туризма.
В Швейцарии интерес в данном отношении представляет возникновение и деятельность
фирмы "Отельплан", которая в настоящее время является одним из крупнейших
производителей тур услуг в этой стране. В основе образования фирмы 1935 году
лежали идеи ее создателя Г.Дуттвайлера о том, что вовлечение "маленького
человека" в туризм оказал бы неоценимую помощь страдающему от кризиса
гостиничному хозяйству. "Следует обратится к публике, до сих пор не приобщенной
к туризму и не привыкшим к путешествиям", - отмечал Г.Дуттвайлер. Массовые
дешевые тур поездки становятся основным продуктом фирмы. "Народный туризм" имел
успех: уже в первом финансовом году фирма реализовала 52 648 туристических
поездок.
В Германии импульс развитию массового туризма дал, как ни странно,
национал-социализм. Осуществляя идею "единства нации", руководство страны
стимулировало массовый организованный туризм с целью отдыха, причем эту
деятельность направляла специальная организация национал социализма "Сила через
радость" (Kraft durch Freude). В 1933г. был основан имперский комитет по
туризму, который подчинялся министру просвещения и пропаганды. Общую
идеологическую установку в этой области сформулировал лично А.Гитлер: "Я хочу,
чтобы рабочему был обеспечен достаточный отпуск и чтобы этот отпуск, а также
свободное время в целом стали настоящим отдыхом для него. Я желаю этого, потому
что я хочу иметь народ с сильными нервами, так как только с таким народом можно
делать большую политику." История уже вынесла обвинительный вердикт "большой
политике" Гитлера, а для нас в данном случае интересен тот факт, что нацистский
режим уделял столь большое внимание организации массового отдыха трудящихся и
вовлекал в туризм все новые слои населения, расширяя тем самым его социальную
базу. Германское государство оказывало содействие в организации групповых
поездок на отдых - круизов, железнодорожных туров, туристических походов.
Умеренные цены способствовали первому "туристическому буму" в Германии: число
туристических поездок возросло с 2,3 млн. в 1934г. до 5 млн. в 1935г., 9,6 млн.
- в 1937г. 10,3 млн. - в 1938г.
Резюме: в этот период развития туризм одиночек постепенно уступал место
групповому туризму широких масс. Кроме того изменился характер путешествий - уже
преследовались не только развлекательные, но и познавательные цели. В маршруты
все чаще включаются исторические места, памятники культуры.
Четвертый период - массовый туризм
Вторая мировая война парализовала туризм, и дальнейшее развитие он получает уже
в послевоенные годы. Именно в этот период туризм приобретает действительно
массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для
большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В западноевропейских
странах 50-60-е гг. - это период активного грюндерства туристических фирм,
массового строительства гостиниц, мотелей, разного рода увеселительных
заведений. Европейский туризм 50-х гг. был ориентирован преимущественно на прием
американских туристов и является источником долларовых поступлений для
принимающей страны. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый
экстенсивный рост как въездного, так и выездного туризма, а также увеличение
числа туристических предприятий и объемов их производства.
Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма мы
считаем интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность
туризма показывает, какая часть (в %) населения ежегодно совершает хотя бы одну
туристическую поездку (нетто-интенсивности), и рассчитывается как процентное
отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет.
Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся
массовом туризме, в котором принимает участие большая часть населения.
В 80-е гг. темпы роста замедлились но остались устойчивыми при высоком уровне
объема производства. За период с 1980г. число ночевок туристов увеличивается в
1,9 раза, причем если в 1960г. туристические поездки предпринимали лишь 27%
населения ФРГ, то в 1980г. - 57,7%, а в 1987г. - 64,4%.
После второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли
коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый
конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный. Прежде всего
следует отметить, что и в первом и во втором случае речь идет о массовом
туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а
значит с 80-х годов, - и населения с низким уровнем доходов.
Конвейерные туризм предполагает относительным примитивизм и однообразность
потребностей и мотивации туристов и, соответственно, обезличенно-конвейерный
характер производимых услуг.
Дифференцированный туризм отличают разнообразная парадигма потребностей и
мотивации туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в
туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная
специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма
характерен не столько широкий, сколько глубокий ассортимент услуг. Иными
словами, тур фирма предлагает не огромное количество видов тур продукта, а
ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов.
Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с
переходом от рынка производителей к рынку потребителей.
Оживление экономической конъектуры в 50-х гг. и последующему бурному росту в
60-е гг. соответствовало формирование общественной психологии "ограниченного
потребления и высокой производительности труда" ("Общество трудоголиков").
Ограниченность потребления обусловлена отсутствием достаточного уровня
благосостояния массового среднего потребителя. Труд являлся доминирующей
категорией в общественном сознании данного периода. Быстрый экономический рост и
насыщение рынка товарами стимулировали расширение парадигмы потребностей, а труд
рассматривался в качестве основного средства для достижения удовлетворения
запросов потребителей самими потребителями.
На рубеже 60-70-х гг. формируется "общество потребления материальных благ -
потребление ради потребления. Усложняется мотивация туристического спроса:
наряду с рекреационным растущее значение приобретают образовательный,
коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма. Все это сохраняет свою
актуальность и на протяжении 80-х гг.
Со второй половины 70-х гг. одновременно с дифференциацией туристического спроса
в предложение усиливается тенденция к специализации и диверсификации, причем
последняя находит выражение как в расширении ассортимента представляемых услуг в
рамках специализации фирмы, так и в проникновении туристических фирм в другие
области сферы услуг. Насыщение рынка товаров и услуг, замедление темпов
экономического роста, экономический структурный кризис середины 70-х гг.
стимулировали формирование дифференцированного и доминированного последнего в
80-е гг.
В условия растущего единства и взаимозависимости мира, расширение
межнациональных контактов в сфере экономики усиливается инвестиционный аспект
туризма. Деловой туризм (бизнес-туры, ярмарки, конференции, симпозиумы и др.)
является неотъемлемой частью современного производственного процесса. В
сожалению, в плоть до середины 80-х гг. статистика туризма не выделяла деловой
туризм в самостоятельный предмет исследования, поэтому практически невозможно
проследить долгосрочную динамику его развития.
Наряду с рекреационным и деловым эффектом, необходимо учитывать и растущее
значение коммуникативного аспекта туризма: усиливается число туристических
поездок с целью коммуникации и установления гуманитарных контактов, посещение
друзей и знакомых; развивается религиозный и этнический туризм.
Мы вправе говорить об экспансии туризма в течении всех после военных
десятилетий, хотя действительный объем этой экспансии оценить можно
лишь приблизительно вследствие несовершенства статистики и
неопределенности понятийного аппарата науки о туризме. Важнейшим
показателем завершения процесса формирования массового туризма мы
считаем интенсивность туризма в той или иной стране. Массовый спрос на
туристические услуги породил массовое туристическое производство:
туристический продукт был стандартизирован, а производство услуг и
товаров поставлено "на конвейер". Возникли разнообразные предприятия и
общественные институты, производящие различные компоненты и виды
турпродукта и составляющие в совокупности индустрию туризма
(туриндустрию).
Резюме: Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом,
производственным циклом, методами организации и управления производством.
Совершается переход от массового конвейерного к массовому дифференцированному
туризма. В этот период международный туризм по сравнению с прежним этапом
развивался в несколько раз интенсивнее.
Переходный период (с 1990г.)
Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от
административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию,
основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и
рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Особенности переходного периода:
- переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия
становятся собственностью разных владельцев);
- формирование туристского рынка на основе новых законов;
- использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых
экономических и правовых отношениях;
- изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг
(выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения
языка и т.д.)
- невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома
отдыха);
- возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
- рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
Современное состояние российского туристского рынка
2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
3. модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:
- новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
- упрощение порядка выезда;
- расширение внешних деловых контактов;
-увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
- доступность цен на выездные туры;
- большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
-нестабильность внутренней политики;
-несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
-несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
-завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
-несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
-недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
-отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.
Рейтинг: 0.0/0